Для чего нужна регистрация товарного знака ?
Для чего нужен товарный знак – вряд ли нужно многим объяснять. Товарный знак позволяет различать производителей товаров и услуг, отдельные товары. Он является флагом, эмблемой, частью девиза (слогана) фирмы, во многом влияет на ее имидж, а в последнее время – является и самостоятельным товаром. Если конкуренция – все равно, что бой, а фирма – армейский полк, то допустимо военное правило: нет знамени – нет и полка. По крайней мере, руководство фирм и управляющие маркетингом это отлично понимают.
Фирма может иметь один или много товарных знаков. Это во многом зависит от вида производимых ею товаров или услуг. Так большое количество знаков присуще товарам, относящимся к продуктам питания, ликеро-водочной продукции и различным напиткам, медицинским препаратам, моющим средствам, предметам гигиены. По сути, товарный знак имеется на каждом товаре или группе товаров. Напомню, что, во-первых, товарный знак имеет и другие эквивалентные названия: торговая марка, торговый знак, фирменный знак, производственный знак, производственная марка, эмблема, логотип, и, во-вторых, служит для обозначения не только товаров, но и услуг.
А для чего нужна регистрация товарного знака ?
В России, как и в большинстве стран мира, в отношении товарных знаков действует регистрационный принцип. Это означает, что Ваши исключительные права на Ваш знак возникают не в силу его длительного и/или активного использования, а только в силу государственной регистрации. Вы можете разработать и использовать товарный знак на своей продукции, документации, в рекламе даже в течение многих лет, но Вы остаетесь незащищенными, потому что любое другое лицо может зарегистрировать тождественный Вашему или даже Ваш знак в Роспатенте и предъявить к Вам претензии или предложить купить этот знак по цене в сотни раз превышающей Ваши затраты на его разработку и регистрацию..
Мировая история знает немало примеров, когда крупные фирмы становились жертвами и теряли свои бренды.
Даже если Ваша фирма и небольшая, это совсем не значит, что Вы находитесь в безопасности. Ваша работа в Интернете легко выявит Вашу фирму, что может стать причиной серьезных разборок с владельцем зарегистрированного товарного знака, тождественного Вашему, вплоть до смены наименования Вашей фирмы и разработки нового товарного знака. Нам приходилось решать подобные проблемы.
Регистрация товарного знака дает его владельцу следующие преимущества:
1) Вы получаете исключительное право использования зарегистрированного товарного знака в России в отношении указанных в свидетельстве товаров и услуг, что является препятствием незаконному изготовлению, применению, ввозу, предложению к продаже, продаже, иному введению в хозяйственный оборот или хранению с этими целями товара или осуществлению услуги, обозначенных этим знаком для других лиц. Санкции за незаконное использование Вашего товарного знака (ст. 1515 ГК) предусматривают, в частности, изъятие из оборота контрафактных товаров, возмещение убытков или выплаты компенсации в размере до 5 млн. руб.
2) Вы, подав заявку на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с даты поступления заявки в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) Роспатента официально препятствуете регистрации тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков других фирм;
3) Вы можете произвести оценку стоимости товарного знака и использовать ее в целях: уступки (продажи-отчуждения) товарного знака на все или часть зарегистрированных товаров и услуг; внесения стоимости товарного знака в качестве нематериального актива в уставной капитал предприятия; страхования товарного знака от несанкционированного использования другими лицами – на сумму всей его стоимости или части;
4) Вы можете заключить лицензионные договоры с неограниченным кругом юридических лиц и предпринимателей на использование вашего товарного знака в отношении всех или части товаров и услуг, в т.ч. договоров франчайзинга (по новому ГК – договоров коммерческой концессии);
5) Вы можете продать свой товарный знак в отношении всех или части товаров (договор отчуждения);
6) Вы будете пользоваться преимущественным правом на зарегистрированный товарный знак в случае реорганизации предприятия;
7) Вы можете использовать Ваш товарный знак в рекламе во всех средствах массовой информации, не опасаясь нарушения чужих прав;
8) Вы понимаете, что высокая стоимость товарного знака, при его компактности, легкости отчуждения и относительной легкости государственной регистрации (не носит материального характера, легко перемещается через границы, не требует таможенного оформления, государственная регистрация не ставится в зависимость от производства товаров, работ и услуг (по крайней мере, в течении 3 лет), дилерства или дистрибьюторства, раскрывает Вам большие возможности в бизнесе.
А главное, Вы можете СПОКОЙНО развивать свой бизнес под зарегистрированным товарным знаком, превращая его в достойный и уважаемый бренд.
ПОМНИТЕ, В мире давно нет конкуренции товаров,
есть конкуренция товарных знаков.
Мнение ведущих специалистов в области ИС
(подробнее – читайте статью «Интеллектуальная собственность и товарные знаки» на нашем сайте)